Главная                     Законы                     Контакты
 
 
Главная

Законы

Контакты

Вверх

Назад
 

22 марта 1991 года N 948-1


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

(в ред. Законов РФ от 24.06.92 N 3119-1, от 15.07.92 N 3310-1;
Федеральных законов от 25.05.95 N 83-ФЗ, от 06.05.98 N 70-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели Закона

Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 1.1. Антимонопольное законодательство
(введена Федеральным закон от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Статья 2. Сфера применения Закона

  1. Закон действует на всей территории Российской Федерации. Настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  3. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.
    (п. 3 в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
    (п. 4 в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 3. Антимонопольные органы
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом.
    (п. 1 в ред. Федерального закона от 06.05.98 N 70-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  2. Исключен. - Федеральный закон от 06.05.98 N 70-ФЗ.
    (см. текст в предыдущей редакции)

  3. Основные задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 06.05.98 N 70-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  4. Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы и назначает соответствующих должностных лиц.
    (в ред. Федерального закона от 06.05.98 N 70-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  5. Территориальные органы подведомственны федеральному антимонопольному органу и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе положения, утверждаемого федеральным антимонопольным органом. Федеральный антимонопольный орган наделяет свои территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.
    (в ред. Федерального закона от 06.05.98 N 70-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  6. Средства на содержание антимонопольных органов предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.
    (в ред. Федерального закона от 06.05.98 N 70-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 4. Определение основных понятий
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

В настоящем Законе используются следующие понятия:

Положения настоящего Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц.

Раздел II. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке

  1. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

    согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

    создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

    нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

    установление монопольно высоких (низких) цен;
    (абзац введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

    сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
    (абзац введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

    необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
    (абзац введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

  2. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

  1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

    повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

    раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж

    или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу

    продавцов или покупателей (заказчиков);

    ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

    отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

  2. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключением прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  4. Запрещается объединениям коммерческих организаций (союзам или ассоциациям), хозяйственным обществам и товариществам осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности, по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).
(п. 4 введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Статья 7. Акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

    устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

    давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

    необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

    необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством), а также предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
    (абзац введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

  2. Запрещается образование министерств, государственных комитетов, других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров, а также наделение существующих министерств, государственных комитетов или других структур государственного управления полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
    (абзац введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления с другим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);

раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Статья 9. Недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления

Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается:

заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;

иметь в собственности предприятия;

самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Раздел III. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

получение, использование, разглашение научно - технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Раздел IV. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА

(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 11. Задачи и функции федерального антимонопольного органа
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

    предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

    государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

  2. Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

    контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

    контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  3. Для разработки мер по совершенствованию функционирования рынка, развитию конкуренции, преодолению тенденций к монополизации, для анализа структуры и состояния товарных рынков, научного обеспечения деятельности федерального антимонопольного органа при Комитете создаются и действуют научно - исследовательский институт и экспертные советы.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  4. Исключен. - Федеральный закон от 25.05.95 N 83-ФЗ.
    (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 12. Полномочия федерального антимонопольного органа
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный антимонопольный орган вправе:
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов;
(абзац введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;
(абзац введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Статья 13. Право доступа к информации
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Сотрудники, уполномоченные федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами.

Органы милиции обязаны оказывать практическую помощь сотрудникам федерального антимонопольного органа (территориального органа) при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ к необходимой информации в целях выполнения возложенных на них функций.

Статья 14. Обязанность по представлению информации федеральному антимонопольному органу (территориальному органу)
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) его законной деятельности.

Статья 15. Обязанности федерального антимонопольного органа (территориального органа) по соблюдению коммерческой тайны
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на основании статей 13 и 14 настоящего Закона, не подлежат разглашению.
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

В случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа (территориального органа) сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 16. Содействие развитию товарных рынков, конкуренции и поддержка предпринимательства
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

о лицензировании экспортно - импортных операций и изменении таможенных тарифов;

о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
(часть введена Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Раздел V. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 17. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль за:

    созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

    слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

    ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

  2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лица или органы, принимающие решения о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг).

    Федеральный антимонопольный орган вправе запросить иную информацию.

    Федеральный антимонопольный орган не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

    Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.

    В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен федеральным антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней.

  3. Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничению конкуренции либо при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной. Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

    Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий в случае, если лица или органы, принимающие решение о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

  4. Федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен заявлением учредителей (одного из учредителей) в 15-дневный срок со дня государственной регистрации (внесения изменений в государственный реестр) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. При уведомлении федерального антимонопольного органа заявитель представляет наряду с заявлением информацию, предусмотренную пунктом 2 настоящей статьи.

  5. Если федеральный антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что создание (слияние, присоединение) организации, о котором его уведомили, может привести к ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия создания (слияния, присоединения) коммерческой организации требованиям антимонопольного законодательства.

    Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении.

    Окончательное решение принимается федеральным антимонопольным органом в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, о чем сообщается заявителю в письменной форме.

  6. В случаях, если создание (слияние, присоединение) коммерческой организации может привести к ограничению конкуренции, учредители коммерческой организации, лица или органы, принявшие решение о слиянии, присоединении, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.

  7. В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, лица или органы, принимающие решения о создании, слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений запросить согласие федерального антимонопольного органа на создание коммерческих организаций, который обязан рассмотреть соответствующие ходатайства в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.

  8. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из единого государственного реестра юридических лиц коммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

    Государственная регистрация коммерческих организаций и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия федерального антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).

  9. Создание (слияние, присоединение) коммерческих организаций в нарушение порядка, установленного пунктом 4 настоящей статьи, приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, неисполнение требований федерального антимонопольного органа, предъявленных в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).

Статья 18. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. С предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

    приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

    получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

    приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

  2. Предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

    Порядок формирования Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов (далее - Реестр), определяется Правительством Российской Федерации.

  3. Для совершения сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лица обязаны представить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения в соответствии с перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

    Государственный контроль за совершением сделок, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным антимонопольным органом в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона.

  4. Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, а также в случае представления недостоверной информации, имеющей значение для принятия решения.

    Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

    Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности ограничения конкуренции в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

  5. Федеральный антимонопольный орган подлежит уведомлению по заявлению юридического или физического лица в 15-дневный срок после совершения сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

    В случае участия физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, или хозяйствующих субъектов, внесенных в Реестр по одной и той же товарной группе либо внесенных в Реестр по группам товаров различных стадий одного и того же производственно - сбытового процесса, необходимо уведомление федерального антимонопольного органа этим лицом в 15-дневный срок после вхождения (избрания) в указанные органы или советы. При уведомлении федерального антимонопольного органа заявитель представляет ему наряду с заявлением информацию, предусмотренную пунктом 3 настоящей статьи.

  6. Если федеральный антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что совершение сделки, о которой его уведомили, может привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия указанной сделки требованиям антимонопольного законодательства. Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении. Окончательное решение принимается федеральным антимонопольным органом в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, о чем заявителю сообщается в письменной форме.

  7. В случаях, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта и (или) ограничению конкуренции, лица, осуществляющие указанные действия, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа в установленные им сроки принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.

  8. В случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, лица вправе предварительно запросить согласие на совершение указанных действий у федерального антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие заявления в установленном порядке.

  9. Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, приводящие к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции) в случае неисполнения участниками сделок требований федерального антимонопольного органа по восстановлению необходимых условий конкуренции в установленные им сроки.

Неисполнение решений федерального антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с пунктами 4 и 7 настоящей статьи, является основанием для признания соответствующей сделки недействительной по иску федерального антимонопольного органа (территориального органа в пределах его компетенции).

Нарушение требований настоящей статьи в части получения согласия (уведомления) федерального антимонопольного органа на совершение сделок является основанием для наложения штрафных санкций в соответствии с настоящим Законом.

Статья 19. Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

  2. Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии совокупности следующих условий:

    возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

    отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

    возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

  3. Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Статья 20. Обжалование решений федерального антимонопольного органа (территориального органа), принятых на основании статей 17, 18 и 19 настоящего Закона
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если заявитель не получит на свое ходатайство (заявление об уведомлении) ответа от федерального антимонопольного органа (территориального органа) в 60-дневный срок, исчисляемый со дня получения этого ходатайства (заявления об уведомлении) указанным органом (статьи 17, 18 настоящего Закона), либо не согласен с принятым решением этого органа, он вправе обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных прав.

Решение о принудительном разделении коммерческих организаций или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений обжалуется в суд или арбитражный суд.

Статья 21. Учет аффилированных лиц
(в ред. Федерального закона от 06.05.98 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Акционерное общество ведет учет своих аффилированных лиц и представляет отчетность об аффилированных лицах в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.

Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 22. Обязательность исполнения предписания федерального антимонопольного органа
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны:
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    в соответствии с предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    Абзац исключен. - Федеральный закон от 25.05.95 N 83-ФЗ.
    (см. текст в предыдущей редакции)

    Абзац исключен. - Федеральный закон от 25.05.95 N 83-ФЗ.
    (см. текст в предыдущей редакции)

  2. В случае нарушения антимонопольного законодательства федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с действующим законодательством.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  3. Исключен. - Федеральный закон от 25.05.95 N 83-ФЗ.
    (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 22.1. Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства
(введена Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско - правовую, административную либо уголовную ответственность.

Статья 23. Ответственность коммерческих и некоммерческих организаций
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа) - в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

совершение действий (бездействие) в нарушение порядка, предусмотренного статьями 17 и 18 настоящего Закона, - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
(в ред. Федерального закона от 06.05.98 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа), предъявляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 17 и пунктом 4 статьи 18 настоящего Закона, - в размере до 8 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии со статьями 17 и 18 настоящего Закона, - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда за каждый день нарушения установленного срока, но не более 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

предоставление федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) недостоверных сведений - в размере до 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда;

нарушение установленного порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на основании ходатайств и уведомлений, предусмотренных статьями 17 и 18 настоящего Закона, - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
(абзац введен Федеральным законом от 06.05.98 N 70-ФЗ)

За нарушения, предусмотренные абзацем третьим части первой настоящей статьи, коммерческие и некоммерческие организации могут быть привлечены к ответственности в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения федеральным антимонопольным органом (территориальным органом).
(часть 2 введена Федеральным законом от 06.05.98 N 70-ФЗ)

При определении размера штрафа учитывается экономическое состояние коммерческих и некоммерческих организаций.

Статья 24. Ответственность руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность за следующие нарушения:

    неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа) - в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда;

    воспрепятствование выполнению сотрудниками федерального антимонопольного органа (территориального органа) возложенных на них обязанностей - в виде предупреждения или штрафа в размере до 120 минимальных размеров оплаты труда.

  2. Должностные лица, зарегистрировавшие коммерческие организации или их объединения (союзы или ассоциации) без согласия федерального антимонопольного органа (территориального органа) в случаях, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда.

  3. Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, виновные:

    в непредставлении в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда;

    в совершении действий (бездействии), нарушающих порядок, предусмотренный статьями 17 и 18 настоящего Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда в течение двух месяцев со дня обнаружения федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) данного правонарушения;
    (в ред. Федерального закона от 06.05.98 N 70-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    в неисполнении законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа), предъявляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 17 и пунктом 4 статьи 18 настоящего Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.

  4. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в повторном в течение года совершении действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 25. Ответственность должностных лиц федерального антимонопольного органа за нарушение настоящего Закона
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Статья 26. Взыскание убытков, причиненных хозяйствующим субъектам
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если принятым в нарушение антимонопольногозаконодательства актом органа власти или управления, в том числе федерального антимонопольного органа, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей причинены убытки хозяйствующему субъекту, или иному лицу, эти убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Если действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта, нарушающими антимонопольное законодательство, причинены убытки другому хозяйствующему субъекту либо иному лицу, эти убытки подлежат возмещению причинившим их хозяйствующим субъектом в соответствии с гражданским законодательством.
(часть введена Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ)

Раздел VII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОБЖАЛОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА)

(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 27. Основания для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства федеральным антимонопольным органом
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Федеральный антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения и предписания в пределах своей компетенции.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    Основаниями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются заявления коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и представления прокурора.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    Дела о нарушении антимонопольного законодательства могут быть рассмотрены федеральным антимонопольным органом по собственной инициативе.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)

  2. Заявления подаются в федеральный антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    Содержание документов и заявлений не подлежит разглашению.

  3. Порядок рассмотрения дел определяется Правилами, утверждаемыми федеральным антимонопольным органом.
    (в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 28. Порядок обжалования решений и предписаний федерального антимонопольного органа (территориального органа)
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) федерального антимонопольного органа (территориального органа) либо об отмене или изменении решений о наложении административного взыскания и штрафа.

  2. Подача заявления приостанавливает исполнение решения (предписания) федерального антимонопольного органа (территориального органа) на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в законную силу.

    Решение (предписание) федерального антимонопольного органа (территориального органа) может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.

Статья 29. Порядок исполнения предписаний и других решений федерального антимонопольного органа (территориального органа)
(в ред. Федерального закона от 25.05.95 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Решение (предписание) федерального антимонопольного органа (территориального органа) подлежит исполнению в установленный в нем срок. Неисполнение в срок указанного решения (предписания) влечет за собой последствия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

    В случае неисполнения решения (предписания) об отмене или изменении акта, принятого с нарушением антимонопольного законодательства, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным полностью или частично либо о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.

    При неисполнении решения (предписания) об изменении или расторжении противоречащего антимонопольному законодательству договора либо о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о признании договора недействительным полностью или частично либо о понуждении к заключению договора.

    В случае неисполнения решения (предписания) о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе предъявить в суд или арбитражный суд иск о взыскании в федеральный бюджет необоснованно полученной прибыли.

  2. Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на коммерческую или некоммерческую организацию, за исключением штрафа на индивидуального предпринимателя, взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня вынесения решения о его взыскании.

    Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на руководителей коммерческой или некоммерческой организации, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, уплачивается ими в 30-дневный срок со дня получения решения о наложении штрафа.

    При уклонении от уплаты штрафа в установленный срок или неуплате штрафа в полном размере федеральный антимонопольный орган (территориальный орган) вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с руководителей коммерческой или некоммерческой организации, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суммы штрафа, а также пени в размере 1 процента от суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.

    Суммы штрафов, взысканные федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), уплачиваются в федеральный бюджет. Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить решение (предписание) федерального антимонопольного органа (территориального органа) или совершить иные действия, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Москва, Дом Советов РСФСР
22 марта 1991 года
N 948-1



Hosted by uCoz